Вентиляция магазина

От того, насколько профессионально спроектирована и смонтирована вентиляция в магазине, зависит не только его посещаемость, но и сохранность товаров. Комфортная температура, оптимальная влажность воздуха, отсутствие резких запахов – тот минимум, который дает грамотный воздухообмен в помещении.

Оставить заявку на расчет

Сообщение отправлено:
Сообщение получено
0%

[default value]

Имя
Обязательно
Телефон
Некорректный номерОбязательно
Обязательно
Пожалуйста, исправьте ошибки и повторите попытку

Система вентиляции магазинов

Государство установило стандартные нормы и правила, которым должны соответствовать общественные здания. Вне зависимости от размера и специализации магазина вентиляционная система должна обеспечить:

  • Достаточный приток свежего воздуха извне. Минимальная нормативная кратность – не менее 1 раза в час.
  • Полное удаление загрязненных потоков из помещения.
  • Охлаждение, нагрев, очищение поступающего воздуха.
  • Минимизацию потерь тепла с отводящимися воздушными массами.
  • Поддержание оптимальной влажности воздуха.

При разработке проекта вентиляционной системы в магазине учитывают следующие параметры:

  • Площадь и высоту здания.
  • Посещаемость, количество работников.
  • Климатические особенности, степень загрязнения наружного воздуха.
  • Характеристики оборудования и его локацию.
  • Расположение стеллажей, товара, зоны длительного скопления покупателей.
  • Особенности противопожарной системы.
  • Характеристики здания – материал стен, расположение окон, возможность установки вентиляционных выходов.

Помимо технических характеристик вентиляционной системы важно подобрать и установить оборудование так, чтобы оно гармонично вписывалось в интерьер магазина. Работникам и посетителям не должен мешать шум вентиляторов, кондиционеров.

Системы вентилирования проектируются с расчетом бесперебойной в режиме 24/7. Они должны обладать запасом мощности и прочности, на случай возможного форс-мажора.

Автоматическая система управления вентиляционным оборудованием решает ряд задач:

  • Синхронизирует работу системы с внешними условиями. Так, в ночное время, когда посетителей в магазине нет, мощность снижается.
  • Блокирует оборудование в случае замыкания, аварии, что предотвращает возгорание, травмирование людей.
  • Мониторит состояние вентсистемы, сигнализирует на пульт управления о неполадках.
  • Позволяет корректировать работу оборудования в ручном режиме.

Установка комплекса автоматического управления микроклиматом в магазине позволяет управлять вентиляцией без участия человека. Это позволяет сэкономить значительные средства на электроэнергии и обслуживании.

Особенности систем вентиляции

Существует два типа вентиляции – принудительный и естественный. Последний разрешен в небольших торговых точках общей площадью до 250 кв. м. Воздухообмен там обеспечивается за счет естественных потоков, обусловленных разницей температуры в помещении и на улице.

Именно такой тип «проветривания» в большинстве жилых домов. Приток обеспечивают открытые окна, двери. Отработанный воздух удаляется через встроенные в стены вентиляционные колодцы с выходом на крышу.

Охлаждают помещение стационарные, чаще навесные, кондиционеры или сплит системы. Регулирование микроклимата осуществляется вручную. По мере необходимости открывают окна, включают кондиционер.

Обратите внимание! Вентиляция в магазинах, расположенных в жилых домах, должна быть автономной. Вывод отработанного воздуха в вентиляционную шахту многоквартирного здания запрещен санитарными нормами.

Естественная вентиляция обходится дешево, но она не в состоянии обеспечить требуемый воздухообмен в гипермаркете или торговом центре.

Для объектов площадью свыше 400 кв. м проектируют принудительную приточно-вытяжную систему вентиляции с механическим побуждением. Схематично ее можно описать так:

  • Нагнетающий вентилятор подает воздух на фильтрацию и обогрев (или охлаждение, в зависимости от сезона и климата), далее в торговый зал.
  • Объем поступившего воздуха должен полностью удаляться вытяжным устройством. Этого требуют санитарные нормы.
  • По пути движения потоков устанавливают очищающие фильтры, нагревательные устройства, увлажнители, кондиционеры, каплеуловители.

В целях экономии тепловой энергии и средств владельца используют принцип рекуперации, когда выводимые воздушные потоки прогревают холодный воздух, поступающий с улицы. Внутри помещения потоки перенаправляются, разделяются системой воздуховодов, приточными решетками с заградительными клапанами, диффузорами.

Торговые помещения, площадь которых более 400 кв. м., оборудуют несколькими линиями вентиляции. Общеобменная работает в торговых залах. Дополнительные необходимы для складских комнат, кухни, санитарных зон.

Охлаждение осуществляется через центральный кондиционер и систему чиллер-фанкойл – специального оборудования, осуществляющего нагрев/охлаждение воздушных масс большого объема.

Отдельно проектируют вентиляцию, предназначенную для удаления продуктов горения на маршруте эвакуации при пожаре. Она включается автоматически, только при срабатывании противопожарных датчиков.

Цены

Вид работ Стоимость (руб/м2)
Проектирование вентиляции магазинов 70
Проектирование кондиционирования магазина 55
Разводка воздуховодов 300
Установка вентиляторов от 1500
Монтаж приточной установки от 3000
Теплоизоляция от 150

Получить коммерческое предложение

Сообщение отправлено:
Сообщение получено
0%

[default value]

Имя
Обязательно
Телефон
Некорректный номерОбязательно
Обязательно
Пожалуйста, исправьте ошибки и повторите попытку

Требования и нормы вентиляции

Параметры работы вентиляционных систем общественных зданий (и магазинов в частности) регулируются государственными надзорными органами.

Проектировщики руководствуются следующими документами:

  • Строительные нормы и правила для общественных зданий. Действующая редакция СНиП 31-06-2009 вступила в силу в январе 2010 года. Является актуализированной редакцией СНиП 2.08.02-89.
  • Строительные нормы и правила для жилых домов — СНиП 31-01-2003.
  • Свод правил для устройства отопления, вентиляции, кондиционирования. СП 60.13330.2020 вступил в силу в июле 2021 года. Заменил СП 60.13330.2016.
  • Общие требования к вентиляционным системам — ГОСТ 12.4.021-75.
  • Требования пожарной безопасности — СП 7.13130.2013, СП 2.13130.2012
  • Межгосударственный стандарт параметров микроклимата в общественных зданиях — ГОСТ 30494-96.
  • Строительные нормы для магазинов столицы МГСН 4.13-97 или ТСН 31-315-99 г. Оба нормативных документа являются действующими.

При разработке проекта для магазинов разрешено использовать не оптимальные, а допустимые значения параметров. Однако рекомендуется рассчитывать воздухообмен с некоторым запасом.

Основные требования к вентиляционным системам в магазинах:

  • Точки забора приточной части размещаются не ниже 20 см от поверхности грунта. Они должны быть удалены от мест скопления людей, зоны промышленных выбросов, оживленных шоссе, мусоросборников на 8 м. Приточные клапаны оборудуют фильтрами класса EU3 и выше.
  • Отводные отверстия в помещениях с естественной циркуляцией обустраиваются на высоте не ниже 2 м от уровня пола.
  • Высота вентиляционной трубы над коньком крыши не менее 1 м.
  • Перепад температуры между зонами в пределах одного помещения не более 2-3 градусов.
  • Входные группы, разгрузочно-погрузочные зоны оборудуют независимыми тепловыми завесами. Нормы обязывают устанавливать их в магазинах с ежедневным потоком посетителей в 2500 человек.
  • Над рабочими местами с повышенным загрязнением воздуха (фасовочные, моечные) устанавливают локальную вытяжку.

Автономной вентиляцией оборудуют помещения игровых залов, кинотеатров, фуд-кортов в торговых центрах. Эти системы не должны включаться в общую систему или пересекаться с ней. Аналогичное требование к санитарной зоне (туалетные комнаты, душевые).

Расчетная температура

Тип помещения

Расчетная температура воздуха зимой (руб/м2)

Кол-во воздуха (приток)

Кол-во воздуха (вытяжка)

Продовольственный торговый зал менее 400 м2

16

1

Непродовольственный торговый зал менее 400 м2

16

1

Продовольственный торговый зал более 400 м2

16

индивидуальный расчет

индивидуальный расчет

Непродовольственный торговый зал более 400 м2

16

индивидуальный расчет

индивидуальный расчет

Помещения разгрузки

10

индивидуальный расчет

индивидуальный расчет

Неохлаждаемые камеры рыбы, молока, овощей, напитков

16

1

Неохлаждаемые камеры бытовой химии

16

2

Охлаждаемая камера мясной продукции

0

Охлаждаемые камеры овощей и кондитерских изделий

4

4

4

Комнаты персонала

18

1

Санузлы

16

50 м3/унитаз

Вентиляция магазина одежды

В магазине одежды посетителям важно обеспечить комфорт при выборе товара и его примерке. Вторым фактором, влияющим на конфигурацию вентсистемы, будет сохранность товара на складе, в торговом зале, в витрине.

Особенности устройства воздухообмена для магазина одежды:

  • В примерочных должно быть теплее, чем в общем зале. Рекомендуемая температура 22-24 градуса. Жестких норм нет.
  • Для хранения и продажи изделий из кожи и меха оптимальная температура +18 градусов при сухом воздухе. Тот же микроклимат рекомендован для складских помещений и торговых залов, где одежда подается «навалом».
  • Оконные витрины не должны запотевать в холодное время года. Для этого предусматривают подачу теплого потока на наружное стекло.
  • Нормы площади на одного покупателя – 3,5 кв. м. Объем подаваемого воздуха не менее 20 куб. м. на человека в час.

Обратите внимание! Для сотрудников любого магазина норма воздухообмена в час равна 60 куб. м.

Вентиляция магазина бытовой химии

Естественное проветривание не может справиться с удалением вредных химических веществ в атмосфере магазина бытовой химии. Вентиляция здесь устанавливается только принудительная, причем нормативная кратность воздухообмена увеличивается вдвое.

Особого внимания требует обустройство выводных каналов. Они должны:

  • Возвышаться над коньком крыши здания на 1,5 м.
  • Оборудоваться не ближе 8 м от окон жилого дома.
  • Оснащаться фильтрами.

Обратите внимание! Использовать рециркуляцию воздуха в магазинах бытовой химии запрещено.

Чистый воздух подают в торговый зал, не смешивая с «загрязненными» зонами. Важно следить за тем, чтобы поток не обдувал посетителей, а распределялся равномерно в зоне их наибольшего скопления.

Вентиляция магазина продуктов

Особенность проектирования вентиляционной системы для продуктового магазина заключается в жестком зонировании движения воздушных масс. Для понимания задачи специалист должен иметь на руках схему размещения стеллажей, холодильников, товарных групп в торговом зале.

Микроклимат в продовольственном магазине должен:

  • Быть комфортным для посетителей.
  • Способствовать сохранению свежести реализуемых товаров, их потребительской привлекательности.

Обратите внимание! Перепланировка пространства торгового зала после запуска вентиляции потребует переналадки ее работы. В некоторых случаях изменить локацию товаров будет невозможно без демонтажа воздуховодов.

Дополнительную (в сравнении с непродовольственным магазином) нагрузку на систему вентиляции создают следующие моменты:

  • Холодильное оборудование, интенсивно выделяющее тепло и влагу — открытые витрины с замороженными продуктами, молочные холодильники. Все это необходимо должным образом «проветривать», кондиционировать. При этом учитывают, что направленное движение воздуха над открытым холодильником заставляет оборудование работать в экстремальном режиме.
  • Бакалея требует сухости и прохлады, иначе быстро начинает портиться.
  • Отдельная вытяжка с теплоизоляцией для горячего цеха кулинарии.
  • Охлаждение до +18 градусов зоны прилавков с овощами, фруктами.

Мощность системы вентиляции должна быть «под силу» электроснабжению магазина. Энергоэффективность может быть повышена использованием естественного проветривания, что также необходимо учитывать при проектировании.

Расчет вентиляции

Самостоятельно определить требуемую мощность вентиляционной системы можно для небольшого магазина, где не требуется установка сложного оборудования – систем кондиционирования, калориферов, разветвленных воздуховодов с регулировочными клапанами.

Расчет объёма подачи и забора воздуха ведут исходя из его площади, посещаемости, количества сотрудников и назначения помещений.

Согласно СНиП 31-06-2009:

  • На 1 посетителя продуктового магазина отводится 2,5 кв. м площади.
  • На 1 покупателя непродовольственного товара 3,5 кв. м площади.
  • Минимальный объем воздуха в час на клиента 20 м³/ч, на работника 60 м³/ч.
  • Кратность воздухообмена обозначена в приложении к СНиП в специальной таблице.
  • Там же указана расчетная температура воздуха для того или иного помещения. Например, для отсека хранения пищевых отходов кратность равна 10, для склада товаров общего назначения – 1,5.
  • Расчет объема вытяжки для технологического оборудования проводят исходя из рекомендаций производителя. Усредненные справочные значения можно найти в таблицах приложений нормативных документов.
  • Учитывают содержание вредных примесей и углекислого газа в подаваемом потоке. Средние табличные значения содержания СО2 в наружном воздухе 400 мл/м³ для города, 375 мл/м³ для сельской местности. Точные данные определяют измерением на месте.
  • Допустимое содержание углекислого газа в здании составляет от 600 до 1000 мл/м³. Для контроля вредных примесей устанавливают датчики.

Отдельно рассчитывают величину теплопритоков в киловаттах. Она зависит от количества работающего оборудования (холодильники, кассы), площади окон (солнечная радиация), объема притока (если забор не оборудован воздухоохладителем). За усредненное значение принимают 1 киловатт на каждые 50-60 кубометров объема помещения.

Вентиляция в магазине: рекомендации

Следует понимать, что вентиляция в магазине – это сложная инженерная коммуникация, от работы которой зависит жизнь и здоровье работников. Здоровый микроклимат повысит конкурентоспособность торговой точки. Отсутствие нареканий со стороны надзорных органов сбережет не только бюджет, но и нервную систему владельца.

Избежать проблем можно, если:

  • Доверить проектирование, выбор оборудования, монтаж вентсистемы профессионалам.
  • При самостоятельной разработке проекта руководствоваться утвержденными СНиПами.
  • Следить за исправностью вентиляции. Вовремя ремонтировать, менять изношенные узлы и детали.

Специалисты нашей компании накопили большой практический опыт проектирования и обслуживания вентиляционных систем высокой сложности. Мы знаем как снизить затраты, повысить энергоэффективность, выбрать лучшее оборудование.