Вентиляция в автосервисе

Все работы в центрах технического обслуживания и ремонта автомобилей связаны с опасностью образования скоплений угарного и углекислого газа при работе двигателей, взвесей лакокрасочных материалов в зоне покраски.

Это создает угрозу для жизни и здоровья персонала. Устранить проблему поможет грамотно спроектированная система проветривания.

Обратите внимание – вентиляция в автосервисе имеет ряд отличий от систем, применяемых на других объектах.

Оставить заявку на расчет

Специалист свяжется с вами в ближайшее время.

Система вентиляции автосервиса – особенности

Среди опасных факторов, которые характерны для атмосферы СТО, выделим:

  • Повышенное содержание СО, СО2, окислов азота и других газов, опасных для человека.
  • Повышенная влажность, обусловленная частой мойкой машин.
  • Значительная концентрация лакокрасочных материалов в покрасочных камерах.
  • Постоянные испарения горюче-смазочных материалов, технические жидкости.

Система вентиляции автосервиса должна обеспечить эффективное удаление всех этих компонентов за пределы помещения. Практика показала, что реализация естественного проветривания не позволяет решить эту задачу. По этой причине для СТО применяют другие, более сложные варианты вентиляционного оборудования.

Виды вентиляции для автомастерской

На практике получили применение несколько основных технических решений, среди которых отметим:

  • Для небольших сервисных центров, площадь которых не превышает 50 квадратных метров допустима принудительная вытяжка. Поступление притока в этом случае организуется естественным путем. Обустройство подобных схем допускается и в автосервисах с большей площадью, но только для очистки воздуха в отдельных локальных рабочих зонах.
  • В более масштабных СТО, площадь которых не более 150 квадратных метров, дополнительно необходимо предусмотреть и возможность принудительной подачи свежего воздуха. Установленное оборудование должно обеспечить кратность воздухообмена в пределах 20 – 40. На выходах и входах воздуховодов необходима установка фильтрующих устройств, первые из которых предотвратят выброс в окружающую атмосферу вредных веществ, а вторые предотвратят проникновение пыли на рабочие участки.
  • В крупных центрах технического обслуживания потребуется обустройство полноценной приточно-вытяжной вентиляции. Дополнительно обустраиваются точки отсоса продуктов сгорания топлива с возможностью подключение непосредственно к выхлопным трубам автомобиля. Чтобы предотвратить неконтролируемое движение потока, производительность работающих на нагнетание устройств, превышала показатели вытяжных вентиляторов на 10–20 процентов. В большинстве случаев обустраивают сложные системы из нескольких ветвей воздуховодов, которые включаются в работу при необходимости. Управление устройствами целесообразно автоматизировать, это предотвратит скопление вредных веществ и испарений в отдельных зонах сервисного центра.

Вентиляция в покрасочной камере автосервиса

Для этих помещений характерна значительная концентрация лакокрасочных материалов, которые находятся в аэрозольном состоянии.

Для обустройства воздухообмена требуется организовать не только мощную вытяжку для удаления загрязненного воздуха, но и поступление свежего. Вентиляция в боксе автосервиса, в котором осуществляются покрасочные работы, имеет свои особенности.

Необходимо предусмотреть создание отдельной системы проветривания, которая исключает возможность распространения лакокрасочных материалов в другие помещения сервиса. Обратите внимание и на тот факт, что в камеру необходимо обеспечить подачу подогретого притока.

Более эффективную очистку воздуха от распыленной краски можно обеспечить в том случае, если ее сделать несколько тяжелее. При таких условиях она начнет скапливаться в нижней части помещения. Чтобы обеспечить эффективное проветривание, потребуется подавать теплый поток в верхней части камеры, а вытяжку организовывать почти у самого пола.

Не стоит забывать и о системе фильтров, которые предотвратят повреждение оборудования аэрозольными лакокрасочными материалами. Необходимо предусмотреть и очистку воздуха, который поступает в камеру покраски. Пыль, которая попадает с улицы в помещение может оседать на свежих покрытиях, что приводит к браку и необходимости перекраски.

Нормы и требования

Для проветривания помещений станций технического обслуживания автомобилей потребуется расчет воздухообмена. Основную роль местных вытяжных устройств играет мощность двигателей, которые чаще всего приходится ремонтировать. В соответствии с действующими нормативами необходимо обеспечить производительность системы проветривания по следующим показателям:

  • При обслуживании автомобилей с двигателями, мощность которых не превышает 120 лошадиных сил, потребуется обустройство вытяжки в пределах 350 кубометров воздуха в час.
  • Для машин с силовыми агрегатами до 180 л. с. потребуется система с производительностью до 500 кубометров.
  • При увеличении мощности до 240 л.с. необходимо обеспечить удаление 650 кубометров.
  • Для обслуживания автомобилей с более мощными двигателями внутреннего сгорания применяют оборудование с производительностью не менее 800 кубометров.

При обустройстве общеобменных устройств необходимо обеспечить удаление загрязненных масс из верхней части помещений и смотровых ям с обеспечением в них притока свежих воздушных потоков. Нормативный показатель вытяжки из ямы должен быть не менее 120 кубометров в час, общую кратность воздухообмена в рабочих зонах автосервиса следует поддерживать с показателем, превышающим 20.

Проектирование и монтаж вентиляции для СТО

При проектировании систем вентиляции для СТО необходимо ставить во главу угла возможность удаления загрязненного воздуха, а не подачу свежего. Перед разработкой проектного решения наши представители проведут обследование автосервиса или изучат документацию еще строящихся объектов.

Для разработки эффективного решения необходим анализ информации по следующим вопросам:

  • Площадь автосервиса, особенности планировки помещений, реализованных строительных решений.
  • Технологические процессы, которые предполагается выполнять при ремонте и обслуживании автомобилей.
  • Необходимые температурные показатели, необходимые для организации нормального технологического процесса.
  • Высота отдельных помещений.
  • Тип загрязнителей, которые могут попасть в атмосферу.

На основании полученных сведений наши специалисты выполнят необходимые расчеты, подберут оборудование, которое будет способно обеспечить эффективное проветривание сервиса при любой интенсивности выполнения ремонтных работ. Предоставим весь комплект чертежей, которые потребуются для монтажа с привязкой к помещениям, пояснительную записку с объяснением всех тонкостей выполнения работ.

Рекомендуем воспользоваться нашими услугами и по монтажу вентиляции в СТО. В этом случае вы заключаете договор с подрядчиком, который будет нести единоличную ответственность за качество выполнения работ и надежность реализованного решения. В комплекс работ входят:

  • Комплектация оборудования, необходимого для обустройства системы проветривания.
  • Доставка вентустановок, воздуховодов и других комплектующий, которые потребуются для монтажа на объект.
  • Работы по установке вентиляторов, прокладке сети воздуховодов, монтажу фильтрующих элементов, заложенных в проектном решении.
  • Проверка работоспособности устройств во всех предусмотренных режимах, пусконаладочные мероприятия, настройка параметров работы оборудования.

Результаты монтажа оформляем актами выполненных работ и приема о передачи системы заказчику. При необходимости готовы заключить договор на дальнейшее регулярное сервисное обслуживание, это даст вам гарантию того, что система вентиляции будет всегда работать эффективно в соответствии с действующими нормативами. Дополнительно проведем обучение вашего персонала по вопросам, которые касаются эксплуатации, изменению режимов работы.

При монтаже необходимо уделять внимание следующим моментам:

  • Для обустройства сети целесообразно применение воздуховодов из пластика. Этот материал в отличие от металла не подвержен коррозии, выдерживает воздействие агрессивных веществ, горюче-смазочных материалов. Обратите внимание – срок службы ПВХ воздуховодов меньше по сравнению со стальными элементами. По этой причине допускается применение металлических деталей, но с дополнительной защитой.
  • При монтаже необходимо обеспечить надежную герметизацию мест соединения воздуховодов с другим оборудованием, стыков. В противном случае возможно распыление загрязненного воздуха по основной площади сервиса.
  • При использовании стальных компонентов системы вентиляции рекомендуется дополнительная обработка полимерными составами в местах, где возможен контакт с агрессивными веществами.
  • Чтобы предотвратить возможность травмирования персонала, предусматривается прокладка сети воздуховодов в защитных коробах.

Обратим внимание на необходимость подогрева входящего потока. Решить задачу можно несколькими способами:

  • Установка рекуператоров, в которых приточные воздушные массы частично нагреваются за счет более теплого удаляемого воздуха.
  • Электрический калорифер позволяет поддерживать любую температуру, необходимую для обеспечения технологического процесса, но эксплуатационные расходы в таком случае существенно возрастут, учитывая существующую стоимость электроэнергии.
  • Водяные калориферы, работающие совместно с системой отопления. Такое решение считают наиболее эффективным и экономичным. Устройства работают в автоматическом режиме, поддерживая заданный уровень температуры. Эксплуатационные расходы в этом случае будут значительно меньшими по сравнению с содержанием электрических калориферов.

Монтажные работы, выполненные квалифицированными специалистами, дадут гарантию надежного функционирования системы на протяжении длительного времени. По этой причине не стоит экспериментировать с самостоятельным обустройством вентиляции, она не прощает ошибок, тем более при наличии опасных факторов.

Пример расчета вентиляции для автосервиса

Основная задача, которая решается при выполнении расчетов вентиляционных систем, связана с необходимостью обеспечить нормативную кратность воздухообмена. Если говорить об упрощенной методике, то допускается применение такой формулы:

Q = n V, где Q – производительность системы вентиляции в кубометрах/час; n – допустимая кратность воздухообмена, минимальный показатель которой не может быть меньше 20; V – объем помещения в кубометрах.

Так, для автосервиса площадью 100 квадратных метров при высоте потолков в 3 метра потребуется система вентиляции с производительностью не менее: Q = 20 х 100 х 3 = 6000 кубометров / час.

Дополнительно потребуется определить объем угарного газа, который может выделяться при работе двигателей обслуживаемых автомобилей. В этом случае необходимо учитывать количество машин, обслуживание которых предполагается одновременно. Так, если рассчитывать на 10 машин, которые проезжают дистанцию, не превышающую 20 метров, то количество вредных выбросов будет составлять 220 кубометров в каждый час.

Чтобы удалить окислы углерода из помещений автосервиса, полученный результат необходимо умножить на 4 при постоянном нахождении людей на объекте или на 2 при периодическом нахождении.

Обратите внимание – более точные методики расчета применяются квалифицированными специалистами. Самостоятельно учесть все возможные факторы, которые могут оказать влияние на выбор оборудования для систем вентиляции в автосервисах невозможно.

Необходима разработка и монтаж вентиляции для сервисного автоцентра, звоните или оставляйте онлайн-заказ на сайте, обсудим и согласуем все детали, которые касаются сотрудничества.