Вентиляция торгового центра

Торговые центры должны быть оборудованы эффективной системой вентиляции. Это – важное условие, без которого невозможно сдать объект в эксплуатацию. Необходимо правильно произвести все расчеты по воздухообмену и грамотно установить вентиляционное оборудование. От этого будет зависеть микроклимат в помещении и соответственно посещаемость торговых заведений и прибыль предприятий.

Виды вентиляционных систем, устанавливаемых в торговых центрах

При проектировании вентсистем в магазинах руководствуются нормативами СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения». Расчеты проводятся, исходя из площади объекта и назначения помещений. Согласно требованиям, устанавливают:

  • В магазинах площадью не более 250 кв. м приточно-вытяжную систему с побуждением естественного типа. Проветривание происходит по естественному принципу за счет температурной разницы воздушных потоков. Воздух охлаждается простым кондиционером, сплит-системой, подогревается – с помощью батарей. В такие помещения система дымоудаления не устанавливается.
  • Приточно-вытяжной тип вентилирования с искусственным побуждением проектируется в торговых залах площадью свыше 250 кв. м. Вентиляция в таких торговых помещениях совмещается с отоплением, для охлаждения воздуха дополнительно устанавливаются охладительные системы. В больших торговых центрах предусмотрено противопожарное вентилирование.

Необходимость системы кондиционирования

Если в небольших магазинах оптимальных комфорт для посетителей можно обеспечить приточно-вытяжной СВ и установкой настенного кондиционера. Но такой вариант вентиляции в крупных ТЦ не принесет нужного эффекта. Необходимо помещение оборудовать системой кондиционирования. Тип кондиционирования определяется площадью и этажностью ТЦ. Для одноуровневых и многоуровневых торговых центров, заведений с развлекательными зонами используется разное оборудование:

  • Руфтопы. В небольшом торговом зале устанавливают один руфтоп, в крупных центрах – несколько штук, объединенных в единую климатическую систему.
  • Мультизональные комплексы. Это – более дорогой вариант кондиционирования, предназначенный для больших ТЦ. В них нет функции вентилирования так же, как и в чиллер-фанкойл.
  • Системы чиллер-фанкойл, вентустановки с компрессорно-конденсаторным блоком. В чиллер-фанкойл охлаждение происходит за счет холодной воды, эти системы устанавливают как внутри залов, так и снаружи, есть вариант чиллера с выносным конденсатором охлаждения.

Вентиляция гипермаркетов

Если, зайдя в крупный торговый центр, вы ощутили прохладу и свежесть, это говорит о правильной работе системы вентилирования. Неэффективная СВ сразу же сказывается на самочувствии посетителей, в таком помещении нечем дышать, а на стенах и окнах образуется конденсат. Недостаточная вентиляция приводит к ухудшению самочувствия, порче товаров, появлению коррозии на металлических поверхностях. Для таких помещений разработаны нормативные требования к установке СВ с учетом всех факторов. Организация вентиляции торгового центра требует профессионального расчета.

Рассмотрим основные требования:

  • Работы по проектированию проводятся с учетом: площади, этажности, количества посетителей, функциональности заведения.
  • Вентиляция должна обеспечивать одинаковых приток и отвод воздушных масс, а температура, скорость воздушных потоков, кратность, влажность – соответствовать нормативным показателям.
  • В зимний период в гипермаркетах устанавливается воздушно-тепловая завеса, что предотвращает тепловые потери.
  • В магазинах-пристройках или ТЦ, расположенных в зданиях не по прямому назначению, устанавливается независимая СВ.
  • Для залов, в которых продаются продовольственные, промышленные товары и бытовая химия, проектируются отдельные вентсистемы, предотвращающие смешивание воздушных потоков. Рециркуляция недопустима.
  • В ТЦ, расположенных в цокольных и подземных помещениях, устанавливаются вентсистемы приточно-вытяжного типа, в которых на каждого посетителя приходится не менее 30 м³/ч и 60 м³/ч – на обслуживающий персонал.

В гипермаркетах устанавливают энергоэффективные вентиляционные комплексы с функциями подогрева, охлаждения и многоступенчатой очистки воздуха. Система вентиляции торговых центров связана с отопительной системой и кондиционированием. Среди таких комплексных решений можно выделить: руфтопы, чиллеры, мультизональные комплексы. С помощью таких систем обеспечивается регулировка параметров микроклимата в каждой зоне крупного торгового центра.

В крупных ТЦ проектируется централизованная СВ, подающая чистый и удаляющая отработанный воздух, в котором предусмотрены функции очистки, кондиционирования и нагрева воздуха. Система вентилирования рассчитывается, исходя из конструктивных особенностей помещений и размеров залов. Для каждого помещения ТЦ, залов с посетителями, складах, служебно-бытовых помещений, рассчитывается отдельный воздухообмен. Для магазинов, продающих специфический товар (бытовую химию, продукты питания, стройматериалы) к СВ выдвигаются особые требования.

В залах, где пребывают посетители, свежий воздух подается сверху, удаляется отработанный воздух с периферийных верхних участков. Магазины. Торгующие продуктами питания, оснащаются вентиляционными установками с контролем влажности, температуры и чистоты воздушного потока. Воздух из производственных цехов не должен проникать в помещения. Где находятся посетители. Такие зоны, как пекарни, кулинарные цеха оснащаются отдельными вытяжками, удаляющими перегретый воздух.

Автоматизация и контроль вентиляции

Поскольку посещаемость магазинов и торговых центров постоянно меняется, рекомендуется устанавливать приточно-вытяжное оборудование с возможностью автоматического регулирования. Это позволяет снизить потребляемую энергию, сэкономить значительные ресурсы на охлаждении и подогреве воздуха. Автоматизация процесса вентилирования дает возможность контролировать температуру воздуха, объем подаваемого воздушного потока. Интеллектуальная автоматика состоит из датчиков и микроконтроллеров. С помощью этой системы можно анализировать состав воздух и в дальнейшем задавать оптимальную настройку работы вентсистемы. Наиболее востребована автоматика:

  • позволяющая контролировать загрязненность воздушных фильтров;
  • с сигнализацией, оповещающей о необходимости очистки или замены фильтров;
  • защитой обогревателей от промерзания при низких температурах;
  • с токовой защитой;
  • контролирующая работу вентсистемы в случае пожара и задымления;
  • с закрытием заслонок при отсутствии электроэнергии;
  • плавным или ступенчатым регулированием производительности СВ;
  • с интеграцией автоматического управления системы вентиляции в общую автоматическую систему управления всем строением.

Что учитывают при проектировании вентиляционных систем ТЦ

Проект вентиляционной системы согласовывается с архитектором и проверяется на соответствие государственным нормативам. Готовый пакет документов включает детальный план и схему вентиляционной системы, список оборудования и технические характеристики всех устройств и агрегатов, перечень проводимых работ. Такой проект поможет определить, во сколько обойдется установка системы вентилирования.

Для составления проекта учитывается следующие исходные параметры и характеристики:

  • параметры здания, конструктивные особенности, тип и материал строений;
  • этажность и планировка;
  • расположение стен здания относительно юга и севера;
  • данные о типе продаваемой продукции и оказываемых услугах;
  • теплоотдача от работающего оборудования;
  • примерное количество посетителей;
  • график работы ТЦ;
  • особенности дизайна торговых залов.

Главным показателем является кратность воздухообмена в зависимости от площади торгового зала, количества посетителей и работником самого магазина. В продуктовых супермаркетах на одного человека отводится 2,5 кв. м, в магазинах, реализующих непродовольственную группу товаров – 3,5 кв. м. Расчет воздухообмена в ТЦ, где продаются продукты и промтовары, производится так же, как для непродовольственного магазина. Вычисляется объем тепла, выделяемого теплоносителями, работающим оборудованием и посетителями, учитывается солнечное теплоизлучение. На основе этих данных рассчитывается кратность воздухообмена.

Особенности проектирования

В гипермаркетах существуют зоны с обязательным вентилированием, основная задача вентсистемы обеспечить подачу свежего воздуха и отвод непригодных для дыхания смесей. К таким зонам относятся:

  • ТЦ с кафе, ресторанами, барами;
  • залы с большим количеством посетителей (кинотеатры, конференц-залы);
  • находящиеся на территории ТЦ турагентства, парикмахерские, швейные мастерские;
  • склады, комнаты отдыха для персонала, туалетные и душевые помещения.

В каждой такой зоне устанавливается вентиляция, соответствующая нормативам СНиП. При проектировании вентиляции в ТЦ учитывают уровень шума. Чтоб не создавать неудобств для посетителей и работников для таких помещений подбирается тихо работающее оборудование. Для крупных торговых центров подходит только инженерная система механического принуждения, естественный вариант даже не рассматривается.

При проектировании системы вентиляции в магазинах и торговых центрах действуют следующие правила:

  • кратность строго не регламентируется, в залах с посетителями этот норматив – не менее 1 оборота в час;
  • объем воздуха, приходящегося на одного посетителя, составляет 20, на работника – 60 м³;
  • площадь на 1 посетителя – 2,5 кв. м. в продуктовых отделах и 3,5 кв. м. в других залах;
  • при проектировании учитывается требование разделения вентканалов в продовольственных и непродовольственных залах;
  • минимальная температура в залах +18°;
  • установка фильтров на приточные оборудования класса EU3 и выше;
  • в маленьких магазинах и бутиках устанавливается приточные вентканалы (форточки. Клапаны;
  • из небольших подсобных зон в крупных ТЦ воздух удаляется через коридоры общеобменной системой;
  • в продуктовых складах и помещениях для хранения бытовой химии монтируется отдельная вентсистема;
  • приточная СВ оснащается фильтрами и калориферами, клапаны располагают на высоте 2 метров;
  • в гипермаркетах и ТЦ на входе устанавливают тепловые завесы с автономной работой;
  • в цехах фасовки и приготовления пищи устанавливают локальные принудительные вентсистемы;
  • магазины, расположенные в жилых зданиях, оборудуются отдельными вентиляционными системами.

Современные торговые центры – это огромные площади с расположенными на них гипермаркетами, магазинами, продающими оргтехнику, бытовую технику, одежду, обувь. На территории таких центров располагаются развлекательные зоны для детей и взрослых, кафе, бары, кинотеатры, спортзалы и бассейны. Разработать проект вентиляции для таких помещений – крайне ответственное и сложное задание. Проектировщики руководствуются при проектировании ТЦ требованиями СНиП 2.04.05-91. К этой работе лучше всего привлечь специалистов с опытом работ, только тогда можно гарантировать повышение рентабельности здания, притока большого количества посетителей, которым будет комфортно на территории вашего торгового центра.